Воскресенье, 18.11.2018, 07:20
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ Очкинская основная общеобразовательная школа

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Обучение младших школьников выразительной устной речи.
[ Скачать с сервера (49.0 Kb) ] 20.12.2011, 20:36
Обучение младших школьников выразительной устной речи.

Обучение полноценному восприятию речи происходит большей частью на уроках чтения и русского языка. Задача этих уроков – научить детей читать и воспринимать художественные произведения, подходить к ним как к искусству слова, т.е. научить читать выразительно. В начальной школе «…начинается та самая ниточка, которая тянет за собой и любовь школьника к литературе, и страсть к чтению, и стремление самим знать наизусть, подражать учителю в его умении читать выразительно» (Г.К. Богочаров)
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы, делать логическое ударение, находить нужную интонацию, читать достаточно громко и внятно.
Подготовка к выразительному прочтению произведения – это, прежде всего, процесс поиска верной интонации чтения, а также неязыковых средств – жеста и мимики. Умелому использованию интонационно-языковых средств и нужно учить.
Умение передать интонационную выразительность речи – одно из активных форм творческой деятельности, которой следует уделить особое внимание как на уроках так во внеурочное время, что позволит приобщить детей к чтению, помочь им понять, увидеть богатство и красоту русского языка.
Первое – это отработка тона высказывания как главного интонационно-звукового средства выразительной речи.
Здесь предусматривается расширение знаний детей о различном тоне речи, об уместности или неуместности того или иного тона в определённой ситуации, о роли тона в речевом общении людей, формирование умения младших школьников правильно использовать это средство.
Чтобы достичь поставленной цели практикуется следующая система задач:
Задача 1:Прочитайте рассказ Осеевой «Плохо». Подумайте, почему женщина сердито крикнула, гневно ответила. Поняли ли мальчики в чём виноваты? Перескажите вторую часть рассказа. Постарайтесь предать тон речи героев.
Вместе с учителем школьники делают вывод: В зависимости от содержания высказывания, чувств и настроения говорящего речь может быть произнесена самым разным тоном: строго, с досадой, весело, с юмором. В ходе работы ученики приходят к пониманию пословицы» То же слово, да не там бы молвить»
Далее идёт работа по формированию умения выбирать подходящий тон для произнесения готового высказывания в зависимости от его содержания, основной мысли и чувств героев, совершенствование умений чтения и пересказа.
Задача 2. Прочитайте рассказ «Англичанин Павел» В. Драгунского. Что смешного в этом рассказе? Попробуйте пересказать этот текст от имени одного из героев. Попробуйте с помощью тона предать юмор рассказа. Попробуйте поставить сценку по содержанию этого рассказа.
Задача 3.Если у вас есть младшие братишки или сестрёнки, расскажите о них таким тоном, чтобы было понятно, что вы любите брата или сестру, что вам нравится о них заботиться, играть с ними.
Не менее значимым средством выразительности речи является громкость.
Умение говорить с нормальной громкостью является важным коммуникативным свойством речи и имеет существенное значение для восприятия сообщаемой информации. Все высказывания можно произнести громче ли тише. Эти изменения громкости связаны со смыслом и значением речевого произведения и помогает говорящему в раскрытии основной мысли высказывания. Тихий голос свидетельствует о желании быть услышанным только тем лицом, к кому непосредственно обращена речь, о робости, мягкости говорящего, а также может передавать угрозу, предупреждение. Громкий голос может передавать настойчивость, гнев, волнение и многое другое.
В связи с этим целесообразно расширять знания детей об уместности громкой ( тихой) речи в определённой ситуации, формировать умения школьников использовать громкость как средство выразительности в пересказах готовых текстов и собственных устных высказываниях, практиковать сопоставительный анализ звучащих образцов. В ходе работы над этим средством выразительности ученики отвечают на вопросы:
1.Где и когда можно говорить громче обычного, а когда нужно говорить тише?
2.Как нужно говорить в кино и театре? А на улице во время игры?
3.Громко или тихо надо петь колыбельные песни? Почему?
Задача 1. Прочитайте стихотворение, написанное на доске. Обратите внимание на пометки справа. Какие строки нужно прочитать громко, какие тихо или совсем тихо? Подготовьтесь читать , изменяя громкость голоса.
Задача 2. Представьте себе зимний солнечный день, снег блестит, бегут лыжники. У вас прекрасное настроение. Как вы будете рассказывать о таком зимнем дне? Попробуйте рассказать.
Темп, как и громкость являются интонационным средством выразительности устной речи. Выбор темна определяется в основном содержанием, назначением, замыслом высказывания, условиями общения. Задачи работа над выбором темна чтения таковы: формировать умение слышать изменение в темпе высказывания и аргументировано объяснить их, умения определять подходящий темп воспроизведения готовых текстов в зависимости от содержания основной мысли текста, использовать темп как средство выразительности при чтении и собственной устной речи.
Показать учащимся роль темпа помогает традиционный приём – сопоставительно –смысловой анализ звучащих образцов. В этой связи большая роль отводится изучению скороговорок, а также упражнения в разучивании скороговорок способствует выработке отчетливой, разборчивой, внятной речи.
В работе над темпом устной речи помогают и специально отобранные пословицы. Дети читают пословицы, объясняют их смысл и выделяют недостатки устной речи, о которых говорится в пословицах.
Способствуют формированию умения замедлять или убыстрять речь в определённой ситуации и игры.
Эффективен и такой вид работы, как подготовка партитуры. Учащиеся сами подбирают интонационно-звуковые средства выразительности к частям рассказов, сказок и выразительно пересказывают их.
В развитии речи интонационная работа играет очень большую роль: при правильно поставленном обучении речь детей становится живой, непринуждённой. Вовлечение учащихся в активный творческий поиск верной интонации чтения, пересказа текста, создание такой атмосферы в классе, когда можно попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание – прочитать лучше, ярче, выразительнее – все это способствует преодолению скуки, инертности, пассивности детей, создают творческую атмосферу на уроке чтения.
Одним из результатов работы над выразительной речью можно считать стихи, сочиненные учениками. И с какой гордостью они звучат в исполнении авторов.


Доклад на тему:

«Обучение младших школьников выразительной устной речи»

Подготовила: учитель
начальных классов
МОУ Очкинская
основная школа
Алтунина С. В.

2011 год.
Категория: Мои файлы | Добавил: ocki
Просмотров: 8591 | Загрузок: 136 | Комментарии: 74 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz