Воскресенье, 18.11.2018, 06:45
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ Очкинская основная общеобразовательная школа

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Оползни, их последствия, защита населения.
[ Скачать с сервера (71.5 Kb) ] 20.12.2011, 20:43

Тема: Оползни, их последствия, защита населения.

Цель: познакомить учащихся:
с понятием «оползень»;
с причинами их возникновения;
с мероприятиями по защите населения и правилами
поведения при угрозе и во время оползня.

Ход урока.

I.Организация класса.
- Здравствуйте, ребята!
- Начнём урок с проверки домашнего задания.

II.Актуализация знаний.
1. Что такое вулкан и каковы причины его извержения?
2. Какие бывают вулканы и где они встречаются?
3. Расскажите о последствиях извержения вулкана.
4. Какие мероприятия проводятся для защиты населения от последствий извержения вулканов.
Тест.
-Молодцы, ребята. Хорошо подготовили домашнее задание.
(Выставление оценок).

- А теперь перейдём к новому материалу.

III.Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, внимательно посмотрите на этот рисунок (учитель показывает на доску).
- Как вы думаете, о каком опасном природном явлении пойдёт речь сегодня на уроке. (Об оползнях).
- Правильно.
- Тема урока, оползни, их последствия, защита населения.

IV.Изучение нового материала.
- Открыли свои тетради, подписали число и тему урока (диктует учитель).

Оползень – это скользящее вниз смещение масс грунта под действием силы тяжести.
- Запишите определение в тетрадь.
(Диктует учитель).

Учитель. Оползни возникают на склонах при нарушении устойчивости грунта или горных пород склона.
Образование оползней зависит от:
- прочности пород склона,
- чередования слоёв грунта различного состава и их наклона,
- наличия грунтовых вод.
Оползни могут вызываться как естественными, так и искусственными причинами, связанными с деятельностью человека.
- Подписали в тетрадях «Причины возникновения оползня».
К естественным причинам относятся:
- увеличение крутизны склонов;
- залегание на склоне глинистых пород, особенно если они сильно увлажнены;
- подмывание основания склонов морскими и речными водами,
- сейсмическими толчками, т.е. землетрясениями.

К искусственным причинам относят:
- разрушения склонов при строительстве дорог;
- чрезмерная выноска грунта;
- вырубка лесов;
- неразумное ведение сельского хозяйства на склонах.
(Диктует учитель).

Учитель.
- Ребята, как вы считаете, в какое время года сходят оползни.
Сходят оползни в любое время года, но особенно энергично весной или во время летних дождей. На берегах морей оползни развиваются после сильных штормов.
Оползни – это большие блоки пород, перемещающиеся вниз по склону единым телом.
Процесс сползания – это скольжение массы грунта по какой-то поверхности. Поэтому у любого оползня всегда выделяют оползневое тело, которое двигается, и поверхность скольжения, по которой оно двигается.
Для того чтобы образовался оползень, необходимо несколько условий, но главное из них – наличие воды.

- По своим масштабам оползни подразделяются на крупные, средние и мелкомасштабные.
- Открыли учебники на стр.63.
- Прочитайте, как подразделяются оползни по масштабам.

Учитель. Масштаб оползня характеризуется площадью поверхности склона, вовлечённого в процесс оползания. По этим признакам оползни подразделяются:
- на грандиозные, площадь 400 га и более;
- очень крупные, площадь 200 – 400 га;
- крупные, площадь 100 - 200 га;
- средние, площадь 5 - 100 га;
- мелкие, площадь 5 – 50 га;
- очень мелкие, площадь до 5 га.
- Подписали в тетрадях «Характеристика оползней по масштабу», чертим таблицу, первая колонка – вид оползней, вторая колонка – площадь обвала, га.

Характеристика оползней по масштабу

Вид оползней Площадь обвала, га
Грандиозные 400 и более
Очень крупные 200 - 400
Крупные 100 -200
Средние 5 -100
Мелкие 5 -50
Очень мелкие До 5

При перемещении значительной массы породы, вызванном оползнями, могут создаваться чрезвычайные ситуации.

- Какие чрезвычайные ситуации могут создавать оползни?

Оползни могут разрушать отдельные объекты и подвергать опасности целые населённые пункты,
губить сельскохозяйственные угодья,
создавать опасность при эксплуатации карьеров, повреждать коммуникации, тоннели, трубопроводы, телефонные и электрические сети,
приводить к гибели людей.
- Прочитайте пример на стр. 63.

Учитель.
Следующее с чем вы должны познакомиться, это « Защита населения от последствий оползней».
- Об этом нам расскажет… (Выходит к доске и рассказывает подготовленный ученик).

- Спасибо, присаживайся.
- Как подготовиться к оползню нам подготовила (Выходит к доске и рассказывает подготовленный ученик).

Учитель.
- Подумайте, что необходимо делать при получении сигнала об угрозе возникновения оползня.



Ученик.

Защита населения от последствий оползней.

Для организации защиты населения от последствий оползней организуется контроль над оползнями и их прогноз. Установлено, что большую часть потенциальных оползней можно предотвратить, если своевременно принять меры в начальной стадии их развития.

К противооползневым мероприятиям относятся отвод поверхностных вод, притекающих к оползневому участку (рис.1);
отвод атмосферных вод с поверхности оползневого участка (рис.2);
посадка деревьев и кустарников на поверхности оползневых склонов (рис.3);
для закрепления берегов рек, водохранилищ и морских обрывов, подверженных оползневым процессом, применяют откосные покрытия из железобетонных плит (рис.4);
если оползень нельзя предотвратить, то население оповещают об угрозе, организуется эвакуация.

Ученик.

Как подготовиться к оползню.

- Необходимо изучить информацию о возможных местах и примерных границах оползней, запомнить сигналы оповещения об угрозе возникновения оползня, а также порядок действий при получении этого сигнала.
Признаками надвигающегося оползня являются заклинивание дверей и окон зданий (рис.1); просачивание воды на оползневых склонах (рис.2). При появлении признаков приближающегося оползня сообщите на ближайший пост оползневой станции, ждите оттуда информации, а сами действуйте в зависимости от обстановки (рис.3).
При угрозе оползня при наличии времени организуется заблаговременная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных и имущества из угрожающих зон в безопасные места.



__________________________________________________
- При получении сигналов об угрозе возникновения оползня, нужно отключить электроприборы, газовые приборы и водопроводную сеть.
Взять с собой документы, ценности, теплые вещи, продукты и немедленно покинуть опасную зону.

Учитель. Откройте учебники на стр. 66-67.
Действия после смещения оползня.
- Самостоятельно рассмотрите рисунки на стр.67.
- Запишите себе в тетрадь действия населения после смещения оползня.
- Прочитайте, что вы записали себе в тетрадь. (стр.67).

V. Закрепление.

- Что такое оползень.
- Назовите причины возникновения оползня.
- Перечислите действия населения при получении сигнала об угрозе возникновения оползня.

VI. Итог урока.
- Молодцы, ребята, хорошо работали сегодня на уроке.
(Выставление оценок).
- Запишите домашнее задание, п. 2.6. стр. 61-67.

1в. Что такое вулкан и причины его извержения?

Вулкан – это коническая гора, из которой время от времени вырывается раскаленное вещество – магма. Магма образуется при высоких давлениях и температурах в земной коре и верхней мантии (в литосфере). Учёные считают, что процесс образования магмы происходит при тектонических движениях плит литосферы на активных её окраинах.
Активные окраины – это такие участки литосферы, в которых океаническая кора погружается под более лёгкую и плавучую континентальную земную кору, образуя наклонную пластину.
Взаимодействие пластины погружающейся океанической коры с континентальной литосферой вызывает плавление верхней мантии на глубине 150-200 км. Зародившиеся здесь капли расплава, сливаются друг с другом, начинают перемещаться вверх и из самого верхнего очага происходит извержение.
Извержение вулкана – это выход на поверхность планеты расплавленного вещества земной коры и мантии Земли, которое называются магмой.
Магма, поднявшаяся к поверхности, состоит их жидкости, газа и твердых кристаллов – минералов. Очень важную роль при извержении вулкана играют растворённые в магме газы.
Поднимаясь к поверхности Земли по подводящему каналу, магма попадает в область низкого давления. Газы начинают выделяться из магмы, переходят в нормальное состояние и многократно увеличиваясь в объёме. При этом если выделение газа совершается очень быстро или даже мгновенно, то происходит мощный взрыв, если же выделение газов идёт постепенно, то извержение протекает более спокойно.
2в. Какие бывают вулканы и где они встречаются?

Наиболее распространены вулканы центрального типа – это возвышенность, гора или холм с углублением на вершине – кратером, из которого магма выходит на поверхность.
Другой тип вулканов – линейные, или трещинные. Их возникновение связано с подъёмом жидкой базальтовой магмы по трещине в земной коре. Такой вулкан выглядит как трещина на поверхности Земли. Подобных вулканов много в Исландии.
Вулканы подразделяются также на действующие, дремлющие и потухшие.
К действующим относятся вулканы, которые извергались в историческое время.
К дремлющим относятся вулканы, об извержениях которых нет сведений, но они сохранили свою форму, и под ними происходят локальные землетрясения.
К потухшим вулканам относятся вулканы, не проявляющие вулканической активности.
Большинство вулканов находятся в зонах интенсивной тектонической деятельности в литосфере Земли. Это также места раскола континентов гигантскими трещинами – рифтами (Восточная Африка).
Вулканов на Земле около 500. Примерно 370 из них находятся по берегам и на островных дугах Тихого океана (Алеутские, Курильские, Японские, Филиппинские, Зондские острова) и на окраинах материков Северной Америки, Центральной Америки, в Андах на западе Южной Америки. Девять действующих вулканов располагаются в Антарктиде.
На территории России деятельность вулканов наблюдается в районах Камчатки и Курильских островов. Например, вулкан Авачинский, расположенный недалеко от города Петропаловска-Камчатского, за последние 200 лет извергался 16 раз. В 1994г. Он вновь стал пробуждаться.

3в. Расскажите о последствиях извержения вулкана.

Наиболее опасными явлениями для человека и окружающей среды при извержении вулканов являются образующиеся при этом продукты извержения вулканов. Они бывают жидкими, твёрдыми и газообразными. В соответствии с этим вулканы могут извергать:
- лавовые потоки;
- вулканические грязевые потоки;
- твёрдые вулканические продукты;
- палящую вулканическую тучу;
- вулканические газы.
Жидкие вулканические продукты – это прежде всего сама магма, изливающаяся в виде лавы. (Лава – это изливающаяся при извержении вулкана магма, которая потеряла часть содержащихся в ней газов и паров.)
Шире всего распространены потоки базальтовых лав. Скорость движения базальтовых лав составляет до 40 - 50 км/ч. Выходя на ровное место, они растекаются на обширные площади.
При извержении вулканов могут возникнуть вулканические грязевые потоки, которые представляют большую опасность для человека и окружающей среды.
При извержении вулканов твёрдые вулканические продукты выбрасываются в окружающуюся из жерла вулкана при мощных взрывных извержениях. Наиболее распространёнными твердыми вулканическими продуктами являются вулканические бомбы.
Вулканические бомбы – это обломки длинной более 7 см.
Вулканические частицы размером менее 7см называют лапилли («шарик», «маленький камень»).
Вулканические частицы размером менее 2мм называются пеплом.
ТЕСТ.
Тема: « Извержение вулканов».

1. Самую большую опасность при извержении вулкана представляют:
а) раскалённые лавовые потоки;
б) палящие лавины;
в) туча пепла и газов («палящая туча»);
г) взрывная волна и разброс обломков;
д) водяные и грязекаменные потоки;
е резкие колебания температуры;
(в)

2. «Палящая туча» - это:
а) туча пепла, поднимающиеся на большую высоту;
б) тучи раскалённого газа под большим давлением, исходящие на жерла вулкана;
в) тучи раскалённого газа и пепла, удерживающихся у самой поверхности земли;
г) тучи раскалённого газа и пепла, поднимающихся на высоту до 75 км.
(в)

3. Основным способом спасения людей при извержении вулканов является:
а) укрытие в специально оборудованных убежищах;
б) эвакуация;
в) использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
(б)

4. Что необходимо делать при извержении вулкана, находясь в непосредственной близости от него. Выберете из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очерёдность:
а) убегать в перпендикулярную сторону от движущихся лавовых потоков;
б) укрыться под большим камнем;
в) защитить органы дыхания;
г) следовать в укрытие.

(в; г)

Вулкан - это

Извержение вулкана -
Категория: Мои файлы | Добавил: ocki
Просмотров: 9148 | Загрузок: 1185 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 englewres  
Интересноhttp://pl.educationinuk.ru/ - !

1 InsstCruri  
Магазин инструмента для ремонтных работ и расходных материалов Stoyin.ru - высшее качество по доступным ценам. В ассортименте отрезные круги, буры, патроны для дрелей, сверла, принадлежности к станкам, пильные полотна, пилки для лобзика, диски, и многое другое. Дешевая, а при крупных заказах бесплатная доставка или самовывоз со склада (уточняйте у оператора) филиалы в России, Украине, Беларуси, Казахстана. У нас исключительно фирменный и надежный строительный инструмент с гарантией, ждем от Вас звонков.
https://stroitelnyyinstrument.satom.ru/ - Магазин инструмента для строительных и ремонтных работ

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz